Тем людям, чье счастливое детство выпало аккурат на начало бурных девяностых годов прошлого века, наверняка знакомо заветное словосочетание «карманная электронная игра». Понятное дело, были тогда у избранной ребятни домашние компьютеры, у тех, кто победнее – Спектрумы (О Джа! Да что ж я говорю?! Тогда не было разделения на бедных и богатых. Все были равны. Различие было лишь в том, какую должность занимал глава семейства на политлестнице Государства). Единицы могли похвастать новеньким фамикомом, привезенном из Японии папой-дипломатом. Но это все лежало дома, бережно охранялось и никому не давалось. Всех домой ведь не потащишь, а понтоваться всем хотелось. На выручку шли тетрисы – новая заморская забава, придуманная, кстати, нашим соотечественником. За право поиграть в это чудо инженерной мысли в школах выстраивались целые очереди учеников, окончательно забывавших про беготню не переменах. Гордые обладатели ходили по учебному заведению, надувшись от радости ощущения собственной значимости, и сияли как чайники. Не правда ли, чем-то напоминает положение вещей в 2000-х годах, когда хит сезона, мобильный телефон, кочевал по рукам студентов и школьников, удовлетворяя их желание «погонять змеюку». Большинство, если не все, тетрисов производилось в стране Дао и фарфора руками плененных лазутчиков из Соединенных Штатов А. Скорее всего, пленники не могли похвастаться навыками в области электроники (в плен явно был захвачен стройбат имени Марка Твена), посему сия «продукция» рассыпалась в руках уже через пару недель. Благо, стоило это развлечение не так уж и дорого. Пару недель экономим на школьных обедах – и мы можем считать себя обладателем очередной модели.
Все эти многочисленные клоны тетриса были приличного размера параллелепипедами (впрочем, почему «были»? Их и сейчас можно легко купить на блошином рынке), занимавшими приличное место в ранцах учащихся. А вот другую забаву молодого поколения середины девяностых – тамагочи – сейчас найти немного проблематичнее. А все из-за того, что тамагочи менялся и меняется одновременно с технологиями. Он становится более детализированным, красочным… Вот вам и Sims в миниатюре. Да ладно, тамагочи – страсть среднестатистического японца. Самая телефонизированная и компьютеризированная нация старается редкие перерывы во время рабочего дня тратить на кормление, выгул и воспитание электронного питомца. Тамагочи пробрался уже на Nintendo DS. Нюхом чувствую, что и Wii светит честь быть отамагоченной. Ну что ж тут поделать! Музыку заказывает тот, кто платит, а у японцев и так перенаселение по стране, так что уж для живности местечка не остается (да и времени). Айбо не катит, ибо робот. А хочется ведь живого, ласкового, смотрящего на тебя преданными глазами… Частенько среднестатистический питомец чудо-брелка являет собой загадочное пушистое шарообразное существо (а иногда в качестве питомца выступает девушка – вспомните хотя бы ПК-игру Lula) с явным намеком на кавай. «Ня» не говорит, но чувствуется, что сдерживается с трудом. В общем, бум там у них, у японцев! А вот в России тамагочи прижился относительно плохо – может из-за того, что детям просто не хватало терпения на все эти требования пиксельной мелюзги, и их «питомец» быстро отходил к электронным праотцам. Но все это действовало и на психику ребенка. Томагочи хоронили, церемониально провожали в последний путь… Сам свидетелем не был, но мне рассказывали. Подробнее с этим массовым явлением советую познакомиться на страничке http://www.visti.net/skl/articles/tamagochi/tama.htm
А вот карманное развлечение, вышедшее еще до появления в России первых двух упомянутых выше игрушек, было почти в каждом советском доме. Ибо служило не только игрой, но и часами с очень пронзительным звонком. Все дружно вспомнили электронный будильник «Ну погоди!», «Охота» или что там у кого было! Всё это называлось пафосным словцом БК Электроника. Но это не было типично русской разработкой. Более того, такие игры-часы разрабатывала наша старая знакомая Nintendo. Она как раз закончила баловаться игральными картами, но до рынка домашних приставок еще не дотянулась. Отчего бы и не побаловаться в 1981 году подобными часиками? А то, что продавалось в советских универмагах, было всего лишь усовершенствованной и развитой идеей японской корпорации (бум на это произведение ниппонской мысли у нас пришелся примерно на 1987-1990 года). Ну не будут же, право, потомки самураев заставлять ловить нашего Волка из известного мультфильма куриные яйца. У них с корзиной по экрану носился Микки Маус. В нашей же стране М.Маус в то время был персоной нон-грата, ибо персонаж мультфильмов потенциального врага. Да и Волк как-то роднее для советского человека! Ну скажите, нахрена мыши яйца? Непонятненько. А вот с волком все ясно как никогда – это животное в наглую тырит яйца с птицефабрики Зайца! Все правильно: Волк ведь персонаж отрицательный, т.е. в игре налицо показан факт расхищения социалистической собственности. А вот в игре «Охота» явно прослеживается процесс регуляции популяции уток. До эпидемий птичьего гриппа еще пятнадцать лет, а игра уже намекает, мол, товарищ, будь бдителен! В общем, тот, кто мне скажет, что никакого сюжета в этих играх нет, может кинуть в меня камень! В свое время среди ребятни ходила легенда о том, что если изловчиться и набрать в «Ну, погоди!» 1000 очков, то игра «покажет мультик про зайца и волка». Причем многие велись на эту утку. Лично я сам был обладателем трех подобных хендхелдов, да и еще умудрился поиграть в примерно столько же других игр у друзей. Поэтому был шокирован, когда узнал, сколько всего было разновидностей этой простейшей системы! Кстати, современные возможности эмуляции позволяют нам поиграть в самые популярные версии данного БК. А вот и ссылочка на сам эмулятор - http://www.emulator3000.org/rus-hq.htm
(с) http://www.romomania.info/online/5/in6.html